Bu ZƏRDİR, AZƏRDİR, AZƏRİ BÖYÜK BAYCANDIR!!!!!

20 августа 1945 года в СССР был сформирован Специальный государственный комитет по использованию атомной энергии, благодаря которому сегодня Россия лидер в ядерных технологиях: медицина, космос, атомные станции, среди них плавучая и на быстрых нейтронах, единственный в мире атомный ледокольный флот.

I. Аббас Аббас-Али оглы Чайхорский( 01.1917- 30.11.2008) – советский учёный-химик с мировым именем, лауреат Государственной премии СССР, который внес большой вклад в развитие атомной промышленности СССР. Аббас родился 21 января 1917 года в селе  Чахырлы Новобаязетского (ранее Басаркечер, а ныне Варденисский район) уезда Эриванской губернии. Ему не было еще года, когда родители переехали в Азербайджан, сначала в Агдам, затем в Агдаш, и, наконец, в Баку. После окончания средней школы и землеустроительного техникума в Баку в 1939 году поступил на химический факультет Азербайджанского государственного университета (АГУ). В 1941 году с третьего курса  Чайхорский был призван в ряды РККА и отправлен на фронт. Вскоре Чайхорского направили учиться в Бакинское зенитно-артиллерийское училище, после обучения снова отправили на фронт. Он был награждён орденами Славы 3-й степени, Отечественной войны (I степени), Красной Звезды и др. В 1945 году после тяжёлого ранения, приведшего к инвалидности, он продолжил образование на химическом факультете АГУ. Вскоре его как отличника учёбы, постановлением Совнаркома СССР, перевели на четвёртый курс химического факультета Ленинградского университета, на только что открывшееся радиохимическое отделение, где он был Сталинским стипендиатом за успешную учебу. В 1947 году состоялся первый выпуск нового отделения и Аббас вместе со своей супругой – Евгенией, с которой учился, были направлены в Челябинскую область, где под руководством академика Игоря Курчатова создавался первый не только в СССР, но и в Азии, Европе атомный центр с промышленным уран-графитовым реактором. В 1948 году был запущен первый советский атомный реактор. Ученые, инженеры и строители в полуразрушенной после войны стране в кратчайшие сроки обеспечили получение оружейного плутония, позволив СССР обрести собственное ядерное оружие и саму возможность дальнейшего существования, как независимой и сильной державы. Молодой Аббас занимался исследованием химических свойств радиоактивных элементов, исследовал процессы безопасной эксплуатации ядерного реактора и создал так называемый «Портвейн Чайхорского», который позволял быстро и качественно определять степень разрушения промышленного графита в урановом реакторе.

С 1969 года ему был доверен пост научного руководителя Госкомитета СССР по использованию атомной энергии в мирных целях, на которой проработал 12 лет, был причастен к самым секретным исследованиям в СССР, поэтому его имя не подлежало огласке, даже тема его докторской диссертации, защищенной несколько десятилетий назад, до сих пор не обнародована. В 1969 году он приступил к работе над новой периодической системой элементов, а через два года «таблица Чайхорского» постановлением Министерства образования СССР в качестве дополнения к менделеевской была включена в курс факультетов повышения квалификации преподавателей вузов страны. А. Чайхорский разрабатывает аналитические методы определения горения и физического разрушения графита в плутониевых реакторах. Выдающиеся научные результаты молодого ученого были замечены, и в 1955 году академик Г. Хлопин приглашает его к себе на работу в Радиевый институт Министерства Атомной промышленности в Ленинграде.

Чайхорский принимал активное участие в работах международных конференций и симпозиумов. Имя азербайджанского ученого стоит в одном ряду с именами крупных ученых, лауреатов Нобелевской премии Г. Сиборгом, В. Гольдшмитом, Р. Пенниманом, А.Н. Несмеяновым, В.И. Спицыным. В 1978 году опубликовал монографию (Чайхорский А. А. Химия нептуния. М., Атомиздат, 1978), признанную в мире основополагающим трудом в этой области. Чайхорский является первым ученым, кто внес в химию новое понятие – пятое квантовое число, которое дает возможность более точно определить положение элемента в атоме и тем самым существенно расширить представление о химических и физических свойствах элементов.

В 1997 году ученый с супругой эмигрировал в США для лечения серьезной болезни, обосновались в городе Рино, штат Невада, где на тот момент уже проживал их сын Александр Чайхорский. В США ученый занялся проблемой биохимической физики, изучая путем теоретических расчетов потенциальную активность растительных антиоксидантов. Последние годы жизни Аббас Чайхорский часто бывал в Баку, проводил семинары и общался с учеными. Коллеги и близкие отмечают, что он мечтал, чтобы его запомнили не только по работам в области ядерной промышленности СССР, но и как специалиста, который способствовал развитию атомной энергетики в Азербайджане. Стремясь поднять престиж азербайджанской науки, он опубликовал ряд фундаментальных трудов в научных журналах НАНА. Не раз говорил, что ради этого готов пожертвовать всем, что имел в США: высокой пенсией, домом, интересной работой в области биофизики. Но при жизни этому не суждено было сбыться.

Двое из его учеников стали академиками АН СССР, 12 докторов наук считали его своим руководителем. А.Чайхорский всегда был ищущим ученым, пылким исследователем, который ни одного дня не мог жить без теоретических изысканий. Он до глубокой старости сохранил твердую память и ясность ума, и до конца дней его не отпускала тоска по родине.

Аббас Чайхорский скончался в 30 ноября 2008 г. в Рино в возрасте 91 года.

О происхождении необычной фамилии: В одном из интервью Чайхорский сказал: «В царские времена многим азербайджанцам записывали фамилии по месту рождения, как например: Шихлинские, Шекинские, Кенгерлинские, производные от местностей Шихлы, Шеки, Кенгерли. Нам не очень повезло — мы родом из села Чахырлы. Отец посчитал, что носить „винную“ фамилию мусульманину негоже (чахыр по-азербайджански означает вино), придумал «чайхор» — от слова чай. Так и появились Чайхорские».

II. Али Джаван (Ali Javan; 12.1926 – 12.09.2016) – американский физик азербайджанского происхождения, член Национальной академии наук США, лауреат премии имени Альберта Эйнштейназа вклад во всемирную науку и «Медалью Фредерика Айвса» Оптического общества Америки, признанное светило в области лазеров и квантовой электроники, автор многочисленных исследований в области лазерной теле- и радиосвязи. Изобретатель «газового лазера» (1960). Занимал двенадцатую строчку в «Списке ста ныне живущих гениев», составленном газетой The Daily Telegraph по результату опроса по электронной почте 4000 респондентов.

Родился в азербайджанской семье в г. Тегеран (Иран)  26 декабря 1926г. Его родители были родом из Тебриза. Учился в Тегеранском университете (1947—1948), продолжил учебу в Колумбийском университете. Здесь молодой азербайджанец слушал лекции по физике и математике всемирно известных ученых. Под влиянием этих занятий в нем возник живой интерес к научным исследованиям, и он принял решение посвятить жизнь науке. В 1954 году Али Джаван защитил диссертацию на соискание степени доктора физики. В 1958—1961 годах работал в Bell Telephone Labarotories в Нью-Джерси, где сумел как теоретически, так и практически обосновать возможность создания газового лазера. В 1962 году стал работать в знаменитом Массачусетском технологическом институте, где проводил фундаментальные исследования методов измерения абсолютной частоты спектроскопии и световых колебаний. Уникальные свойства излучения лазеров позволили использовать их в различных отраслях науки и техники, а также в быту, начиная с чтения и записи компакт-дисков и заканчивая исследованиями в области управляемого термоядерного синтеза. Али Джаван публикует статью в журнале Physical Review Letters, предлагая построить первый газовый, непрерывный лазер, открыв тем самым новую область квантовой электроники — нелинейную спектроскопию.

В 1960 году построил газовый лазер, совместно с У. Беннетом и Д. Эрриотом. 13 декабря 1960 года состоялся первый телефонный разговор посредством лазерного луча. В 1963 году с Ч. Таунсом повторил опыт Майкельсона — Морли, используя гелий-неоновый лазер, с У. Беннетом и У. Лэмбом обнаружил (1963) явление резонансного падения выходной мощности лазера в центре линии усиления («провал Лэмба»). В 1966 году построил теорию эффекта пересечения мод и наблюдал его в 1969 году. Газовый лазер был первым непрерывно-легким лазером, который сделал возможным его использование в телекоммуникационной промышленности технологии волоконной оптики. Изобретение Али Джавана явилось новой вехой в развитии новых технологий в области телекоммуникаций, сделало голографию практичной, а также используется в кодовых контроллерах UPC. Он также является автором исследований в области изучения процессов абсолютно точного измерения скорости света и лазерной спектроскопии с высокой разрешающей способностью в беспрецедентной точности. Разработал метод измерения абсолютной частоты светового колебания и метод нелинейной флюоресценции (1970). Открыл столкновительное сужение спектральной линии.

Али Джавана называли «восточным Эйнштейном» и «отцом» лазера. Изобретения и открытия ученого широко применяются в медицинских и информационно-компьютерных технологиях. Расчеты Джавана по квантовой электронике и лазерной физике вошли во все учебники по физике, выдвинутые им теоретические положения и опытные разработки сегодня широко используются при изготовлении трехступенчатых мазеров и лазеров. В настоящее время лазерные технологии применяются во многих сферах жизни, от спутниковой связи до медицины.

Однако при всем при этом, как ни парадоксально, мир все еще очень мало знает об изобретателе-азербайджанце, которому посчастливилось совершить научное открытие газового лазера, есть и азербайджанец, профессор Али Джаван.

III. Пашаев Давид Гусейнович, (19.07.1940 — 06.04.2010), Генеральный директор Северного машиностроительного предприятия (1988-2004) Академик Санкт-Петербургской инженерной академии (1992), Герой Российской Федерации (1995), Почетный гражданин г. Северодвинска (2001) Орден Трудового Красного Знамени (1974) Орден Октябрьской революции (1984) Государственная премия Российской Федерации (2000) Национальная премия «Человек года».

Пашаев родился 19 июля 1940 года в Осташёво Московской области. Его отец Гусейн Кязимович Пашаев азербайджанец по национальности, мать Варвара Сергеевна — русская. В 1963 г окончил Уральский политехнический институт, получив специальность «Проектирование и эксплуатация атомных энергетических установок» был направлен на Севмашпредприятие. Работал с 1988 г. главным инженером объединения, с огромными усилиями сохранив весь завод в тяжелые 90-е годы, в 2004 г.  генеральным директором ПО «Севмашпредприятие», а с 2004 года президент Государственного российского Центра атомного судостроения (ГРЦАС). В 2005-2008 годах входил в состав Общественной палаты при Президенте РФ, был членом Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации и Комиссии Общественной палаты по инновациям, высокотехнологичным научным и инженерным проектам. Организатор и участник постройки и испытаний головных и серийных атомных подводных лодок 2-го и 3-го поколения. Под его руководством на предприятии разработан и осуществлялся комплекс мер по двойному применению высоких технологий — для выполнения заказов гражданского судостроения, нефтяной и газовой промышленности, металлургии, медицины.

 IV. Легендарный нарком вооружения. Секретный ядерный нарком СССР. Ванников Борис Львович (1897 – 1962) государственный деятель, один из руководителей производства ядерного оружия; генерал-полковник инженерно-технической службы. Трижды Герой Социалистического Труда(1942, 1949, 1954). Лауреат двух Государственных премийСССР (1951, 1953), кавалер шести орденов Ленина.

Ванников родился 7 сентября 1897 года в селении Биби-Эйбат вблизи г. Баку в семье рабочего. С 17 лет работал бурильщиком, слесарем, 1916-1917 гг. В 1918 г. окончил Бакинское политехническое училище (ныне Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности) и был призван в ряды Красной армии. В 1920 г. стал сотрудником при старшем инспекторе Народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) РСФСР в Баку.  В 1921 г. переехал в Москву, где занял должность старшего инспектора, а в 1924 г. – заместителя управляющего экономической инспекцией Наркомата РКИ РСФСР. В 1926 г. окончил Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). Затем работал в Главном управлении машиностроения и металлообработки (Главмашпроме) Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР. После образования в 1936 г. Наркомата оборонной промышленности СССР был назначен заместителем народного комиссара, а в январе 1939 г. возглавил созданный тогда же Наркомат вооружения СССР. В феврале 1942 года Б. Л. Ванников в очень трудное время был назначен народным комиссаром боеприпасов СССР. Советское правительство поручило ученым и инженерам в кратчайший срок создать атомную бомбу. 30 августа 1945 года Б. Л. Ванников был назначен начальником Первого главного управления (ПГУ) и председателем Научно-технического совета ПГУ при СНК СССР, которые были образованы для повседневного руководства организацией атомной промышленности и координации всех научно-технических и инженерных разработок (истоки МинСредМаша и нынешней Госкорпорации «Росатом»). Задача была не из легких для страны, которая пережила самую страшную за всю историю человеческой цивилизации войну. Ванников стоял у истоков зарождения атомной промышленности СССР. Под его руководством были созданы первые атомные промышленные центры страны, проведены разработки и успешные испытания ядерного оружия, заложены основы использования ядерных технологий для выработки электроэнергии и для медицинских и иных народнохозяйственных целей. Четыре насыщенных героическим трудом больших научных и производственных коллективов года (1945—1949 гг.) позволили Советскому Союзу достичь ядерного паритета с США. Судьба ядерной бомбы зависела во многом от продукции (плутония), выпускаемой комбинатом № 817 (комбинат «Маяк» в Челябинской области). В течение всего периода монтажа и пуска первого атомного реактора по производству плутония И.В. Курчатов и Б. Л. Ванников постоянно контролировали ход работ. В семь утра 29 августа 1949 года окрестности Семипалатинского полигона озарил яркий свет, прогремел взрыв. Первая советская атомная бомба была успешно испытана. Ванников не смог принять участия в заключительном этапе этой трудной многодневной работы. Незадолго до этого он перенес тяжелейший гипертонический криз. За большой личный вклад в организацию работ по производству плутония и создание первой отечественной атомной бомбы Ванникову в октябре 1949 года второй раз было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот». Это была медаль № 1, т. е. Ванников такую награду получил первым в СССР. В январе 1954 года за создание наиболее совершенных видов атомного оружия и испытание первой водородной бомбы он стал трижды Героем Социалистического Труда. Ванников скончался 22 февраля 1962 и был похоронен в Москве у Кремлевской стены. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *