Христофор Колумб заранее знал о существовании Америки

Print Friendly, PDF & Email

Христофор Колумб совершает четыре путешествия в Новый Свет: 1492-1493, 1493-1496, 1498-1500, 1502-1504 гг., извещая всех о том, что найденные им земли это восточная Азия. Однако, я в своих исследованиях, доказываю, что знаменитому морскому путешественнику с самого начала было известно куда плыть и сколько это займет времени.

Вместе с тем уже давно (по сути с середины XVI века) в историографии существует и другая, так называемая «скептическая», концепция. В основе ее — мысль, что Колумб, отправляясь 3 августа 1492 г. в путь, уже располагал конкретными сведениями о наличии к западу от Атлантики земель, не тождественных Азии. В зарубежной «колумбистике» XX века сторонниками этой концепции выступали американец А. Виньо, аргентинец Ромуло Карбиа, француз М. Андрэ, в последнее время — испанец Р. Бальестер Эскалас.1

Для анализа всей этой истории географических открытий хочу коснуться нескольких моментов. О целях, руководимой Колумбом экспедиции написано уже много. Интересно, что вопреки устоявшемуся мнению, в 1492 году Колумб вовсе не намеревался достичь берегов Азии.

Это предположение вытекает из нескольких обстоятельств, первым из которых следует назвать договор, заключенный между мореходом и двумя королями. Согласно условиям этого договора все обещанные ему титулы и привилегии он сможет получить от испанских монархов в случае удачи «заокеанского проекта». Т.е. в договоре не упоминается ни Азия, ни какие-либо иные географические названия, и тому были веские причины.

Переход через Атлантический океан экспедиции Колумба

В 1479 году между Кастилией и Португалией был заключен Алькасовасский договор о разделе сфер влияния в мире. В результате этого договора Португалия отказывалась от  территориальных  претензий к  Кастилии. В общем, на этом Кастилия фактически уступала Португалии господство на море. За Кастилией оставались все другие открытые на тот момент архипелаги – Азерские острова, Мадейра, острова Зеленого мыса. Чтобы окончательно обезопасить себя от будущего конкурента, португальцы обратились к верховному арбитру – святому престолу в Риме. Папа Сикст IV своей буллой «AeternaRegis» от 21 июня 1481 года благословил условия Алькасовасского соглашения и закрепил права Португалии на все, южнее Канарских островов, Западное направление никак не было оговорено, потому что просто не имело смысла. За кастильцами же закреплялось все, что находилось в Западном и Северном направлении от Канар. В этом случае в договоре между Колумбом и Кастильскими монархами не могла упоминаться ни одна часть Азии, потому что все права на территории этого материка были отданы Португалии. А по условиям соглашения между Колумбом и кастильскими монархами разговор мог идти только об Азии. Ведь согласно древним и средневековым представлениям на Западе от Европы, на Западном берегу Атлантического океана не мог располагаться только азиатский материк.1

1479-cu ildə Alkasovasda

Официальная хроника рассказывала, что после первого путешествия и открытия Западного морского пути в Индию, он привез оттуда индейцев, представителей местного населения.

Итальянский гуманист Пьетро Мартире (Петр Мученник), живший в те годы в Барселоне и входивший в королевский двор, вел оживленную переписку со своими земляками. В его письме от 1 ноября 1493 года есть следующие фразы: «Некто Колон доплыл до западных антиподов, до индийского берега, как он сам верит. Он открыл много островов: полагают, что именно те… о которых у космографов высказано мнение, что они расположены у Индии, за Восточным океаном. Я этого не могу оспаривать, хотя, кажется, что величина земного шара приводит к другому выводу».            

Получается, что еще до путешествия Колумба и вопреки расчетам Паоло Тосканелли о размерах Земли, Пьетро Мартире придерживался иного мнения.

Я пришел к выводу, что Колумб вряд ли разделял убежденность флорентийского космографа. В первую очередь он не мог согласиться с размерами Земли по окружности. Ведь по расчетам Тосканелли выходило, что между Канарскими островами и Азией лежит расстояние в 10000-12000 км. Но по личным расчетам Колумба сушу на западе Атлантики и Европу разделяет 4000–4500 км. т.е. это земли, не известные Старому Свету, и совершенно другая территория.

Паоло дель Поццо Тосканелли (1397-1482)

В предисловии книги «Зидж Ильхани» Насирэддин Туси пишет:«Отчет географической долготы начинается с острова Халдат, находящегося в 10 градусах западнее берега Западного моря». Под островом Халдат, чаще всего подразумеваются «Благословенные острова». Многие ученые считают, что это Канарские острова.

Профессор Г. Мамедбейли продемонстрировавший часть таблицы в своей книге «Мухаммед Насирэддин Туси» отмечал: «Из этой таблицы видно, что действительно, принятый в Марагинской обсерватории начальный меридиан находится на 340-350 западнее современного Гринвичского меридиана. Где проходит меридиан? Обратимся к географической карте. Меридиан, отстоящий от Гринвичского на 340-350 пересекает мыс Сан-Рока на восточном побережье Южной Америки. Что это означает? Известно, что Колумб высадился на острове Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге 12 октября 1492 году (официальная дата открытия Америки). Таблица же была составлена в Марагинской обсерватории в 1270 году. Как это возможно? Либо в таблице Марагинской обсерватории была допущена ошибка, либо Колумб еще до открытия Америки располагал сведениями об этих землях? Таким образом, исследования Марагинской таблицы приводит к очень интересному вопросу. Действительно, если сравнить географические долготы одних и тех же городов, данные в таблицах нескольких разных авторов, то станет ясно, что они отличаются от таблицы Туси.

В отличие от предыдущих авторов Насирэддин Туси переместил начальный меридиан на 100 западнее. При этом нужно отметить, что мнение Туси по этому вопросу совпадает с мнением некоторых ранних авторов».

Пример Колумба служит тому наглядным свидетельством. Вместе с тем, в отличие от таблиц других ученых, таблица Туси гораздо точнее и обширнее. Правда в том, что он был известен и почитаем не только в свое время, но и в XV веке. Его научное наследие, распространившись по Европе, было принято к сведению таким большим ученым как Тосканелли. В особенности хочу заявить, что он уже был знаком с трудом Туси «Зидж Ильхани» и, скорее всего, исследовал это сочинение.

  Мухаммед Насирэддин Туси (1201-1274)

Но после XV века специалистов по астрономии и географии интересовало только невыясненное одно обстоятельство; если такие ученые как Бируни и Ходжанди, сыгравшие значимые роли в развитии астрономии и математики, указывали на расположение нулевого меридиана в 250 к Западу от Гринвича, то чем объяснить прохождение начального меридиана Н. Туси через остров Халдат, то есть в 100 западнее восточного побережья Атлантического океана? Ведь марагинец не случайно выбрал именно это место. Откуда же он мог знать о существовании удаленной восточной части Южной Америки?

Направляющийся в трансатлантическое путешествие Колумб так же хорошо знал, чьей помощи стоит отдать предпочтение. Здесь к месту будет привести одно его замечание. Колумб пишет: «Описывавшие этот мир Платон и другие думали, что он шарообразный и считали, что оба полушария соответствуют друг другу. Центр другого полушария, как они полагали, находится на острове Арин. Остров этот лежит ниже экватора, между Арабским и Иранскими заливами, а течение, проходя мимо португальского мыса Сан–Висенте, устремляется на Запад, а на Востоке омывает Кангару и Церес».

Колумб отмечает, что остров Арин расположен на 900 меридиана Восточного полушария. А такими островами могут быть только Сейшелы, находящиеся на 530 долготы по Гринвичу. При довершении до 900 выходит 340. Расчеты Колумб практически совпадают с таблицами Туси. Это позволяет предположить, что задолго до своего первого путешествия знаменитый моряк был знаком с астрономической таблицей Марагинской обсерватории. Как бы там ни было, в этой таблице указываются точные географические координаты 256 городов, от испанской Кордовы до китайского Пекина, обогатившие географов и картографов бесценными сведениями.

Действительный член Узбекской Академии Наук Кары Ниязов в результате исследования координат долготы городов Самарканда, Бухары, Герата, Оша и Ходженда, определил местонахождение меридиана в 320 западнее Гринвича. Таким образом «Зидж Ильхани» было опробовано на практике.

Ученых древних времен и средневековья очень интересовал вопрос о местонахождении Халдатских или Благословенных островов. Некоторые из них даже заявили об их расположении в 350 западнее Гринвичского меридиана.

Серьезно занимавшийся этим вопросом английский ученый Г. Р. Кае в своем труде «Индийская астрономия» показал, что Благословенные острова лежат на 350 к западу от Гринвича.

Интересно, как Кае пришел к такому выводу? Большинство ученых древности и средневековья считали их находящимися в западной части Атлантического океана. Такие острова могли существовать лишь вблизи от границ Старого Света. Получается, что Кае без всяких научных оснований разместил эти острова в 350 западнее Гринвичского меридиана. Как известно, кроме выступа северо-восточной части Бразилии, 350 к западу в Атлантике нет ни одного подобного острова, способного привлечь внимание ученых.

По моему мнению, овладев географической координатной таблицей «Зидж Ильхани», Колумб полностью согласился с мыслями ученого и пришел к убеждению, что землю на Западе Атлантического океана от Европы отделяет 4000–4500 км. Такое расстояние возможно преодолеть за 30–35 дней.

Итальянский ученый–гуманист, космограф и астроном Паоло дель Поццо Тосканелли (1397–1482) был хранителем публичной библиотеки, основанной во Флоренции гуманистом Никколо Никколини. Изучал труды древних и средневековых космографов, стал убежденным сторонником учения о шарообразности Земли и выдвинул идею о возможности достижения Индии западным путем. Он критически исправил и очистил от астрологических элементов астрономические «Альфонсовы таблицы (XIII в)».

Тосканелли был знаком с трудами многих ученых, он по необъяснимым причинам значительно преуменьшал размеры Земли.

Такую грубую ошибку Тосканелли, невозможно оправдать никакими причинами. Все дело в элементарной ошибке, допущенной им в 1474 году при составлении своей карты. В силу многих обстоятельств, Тосканелли не должен был на столько ошибиться.

Эратосфен – Eratosthenes  из Кирены, (ок. 276-194 до н. э.), греческий писатель и ученый. Возможно, ученик своего соотечественника Каллимаха; учился также в Афинах у Зенона Кифеонского, Аркесилая и перипатетика Аристона с Хиоса. Руководил Александрийской библиотекой и был воспитателем наследника престола, впоследствии Птолемея IV Филопатра. Необычайно разносторонний, он занимался филологией, хронологией, математикой, астрономией, географией, сам писал стихи.

В «Географии» (Geographika) в 3 книгах Эратосфен представил первое систематическое научное изложение географии. Он начал с обзора того, что было достигнуто греческой наукой в этой области на тот момент.

Эратосфен понимал, что Гомер был поэтом, поэтому он выступал против трактовки «Илиады» и «Одиссеи», как кладезя географических сведений. Зато ему удалось по достоинству оценить информацию Пифея. Создал математическую и физическую географию. Эратосфен снабдил свое произведение географической картой мира, которую, по сведениям Страбона, критиковал Гиппарх Никейский. В трактате «Об измерении Земли» (Peri tes anametreseos tes ges; возможно, часть«Географии») на основании известного расстояния между Александрией и Сиеной (современный город Асуан), а также разницу угла падения солнечных лучей в обоих местностях, Эратосфен высчитал длину Экватора (итог: 252 тысячи стадий, то есть примерно 39690 км, подсчет с минимальной ошибкой, поскольку истинная длина экватора составляет 40120 км).

Древние египтяне заметили, что во время летнего солнцестояния Солнце освещает дно глубоких колодцев в Сиене (ныне Асуан), а в Александрии — нет. Эратосфен использовал этот факт для измерения окружности и радиуса Земли. В день летнего солнцестояния в Александрии 19 июня 240 года до н.э. он применил скафис (чашу с длинной иглой), при помощи которого можно было определить под каким углом Солнце находится на небе. После измерения угол оказался 70 12//, то есть 1/50 окружности. Стало быть Сиена отстоит от Александрии на 1/50 окружности Земли. Расстояние между городами считалось равным 5000 стадиям, следовательно окружность Земли равнялась 250000 стадиям, а радиус тогда 39790 стадиев. Неизвестно каким стадием пользовался Эратосфен. Если греческим (178 метров), то его радиус земли равнялся 7,082 км, если египетским, то 6,287 км. Современные измерения дают для усреднённого радиуса Земли величину 6,371 км. 

Безусловно, Колумбу было известно об этом. Он сам, интересовавшийся астрономией, после глубокого изучения расчетов Эратосфена, Посидония, Аль-Хорезми, аль-Бируни, Туси и Тосканелли, пришел к общему знаменателю и хорошо все обдумав, пустился в дальнее путешествие.

Как часть солнечных часов было естественно использовать купола храмов. Самый известный пример – купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. В 1474 году Тосканелли установил в храме свой знаменитый гномон, с помощью которого момент полудня определялся с точностью до полсекунды. На высоте 90 м у южного окна купола, он прикрепил бронзовую пластинку с отверстиями посередине, а слева от главного алтаря, в полу капеллы Санта-Кроче, сделал линейку с делениями. Солнечный луч проходил через отверстие диска и достигал пола храма ровно два месяца в году, с конца XIX века, пока не был уничтожен реставраторами, по незнанию.

Неточность измерений привела к тому, что Тосканелли приуменьшил размеры Земли и сделал вывод, что расстояние от Испании через океан до Индии составляет лишь 6000 миль – втрое, меньше действительного.

Карта, составленная в 1474 году Паолом Тосканелли (реконструкция Кремера)

Французский врач, глубоко интересовавшийся астрономией Жан Феррель (1497–1558) показал длину земной окружности в 39816 км, земной радиус – 6337 км.1 Получается, что Тосканелли, как астроном допустил большую ошибку. Ведь по его расчетам длина земной окружности составляла около 29000 км. Именно по этой причине, Колумб не согласившись с расчетами флорентинца, взял за основу размеры Земли по греческому ученому Эратосфену и географические координаты земной поверхности Насирэддина Туси.

Конечно, я осознаю всю серьезность выдвинутой мной гипотезы.

 

1О. Коротцев. Глобус, как измеряли землю. Ленинград, «Д.Л», 1980. стр. 312

                                                                                                  Писатель-исследователь Рамиз Дениз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.